lev_m: (Default)
lev_m ([personal profile] lev_m) wrote2005-03-28 07:37 am
Entry tags:

"Мне бы ваши проблемы"

Прослушал я недавно аудио-вариант "Трудно быть богом" (еще один агрумент в пользу чтения книг, а не слушания, хотя бывают и хорошие аудиокниги, но речь не об этом). И взяло меня смущение, которое не отпускает до сих пор.
Как-то я привык считать, что у АБС с логикой все в порядке. А тут что происходит, граждане? Славный дон Румата трачит кучу времени, сил и искусственного золота (как вспомню роскошную эту сцену, когда Румата засыпает несколько лопат опилок в приемный лоток полевого синтезатора, и после непродолжительного жужжания аппарата с другой стороны со звоном вываливаются золотые кружочки - кайф, но речь не об этом). И все для того, чтобы помочь выбраться из Арканара интеллигентным людям, которых там сильно обижают.
И параллельно друзья дона Руматы, такие же славные, благородные доны переправляют в Арканар из Ирукана (ну буквально против течения!) высокоученого доктора Будаха, которого там ловят злые люди, его приходится спасать, и вокруг этой истории и вертится потихоньку сюжет.
Вот такая у меня проблема. Может, объяснит кто-нибудь из благородных донов, зачем Будаха понесло в Арканар?

[identity profile] maroosya.livejournal.com 2005-03-28 06:22 am (UTC)(link)
Да, приходила такая мысль.
Я их очень люблю, но у них с логикой и в других вещах туго. Особенно у одного Витицкого. И не всегда выстреливает ружье, в начале повешенное...

[identity profile] lev-m.livejournal.com 2005-03-28 06:54 am (UTC)(link)
не всегда выстреливает ружье, в начале повешенное
Да, я думаю, что это такой специальный прием. Читатель ждет уж рифмы "розы"? Фиг тебе, читатель.
Это, впрочем, не касается ситуаций, где автор не разжевывает за читателя, предоставляя ему самому попробовать зубки.
Я их тоже очень люблю.

[identity profile] maroosya.livejournal.com 2005-03-28 04:48 pm (UTC)(link)
это такой прием? хм... а я думала. это просто торопливость...

[identity profile] lev-m.livejournal.com 2005-03-29 05:19 am (UTC)(link)
Ну, судя по рассказам БН, они почти всегда "доводили" книги до желаемой кондиции (мне в качестве сбычи мечт подарили недавно "черное" собрание, там комментарии БН и "канонические" тексты).
А Вы имеете в виду конкретные вещи?

[identity profile] yukkulent.livejournal.com 2005-03-28 06:52 am (UTC)(link)
не помню, ниче не помню... кроме недоумния. зачем надо было к веселой книжке присобчивать трагический конец????

[identity profile] lavinya.livejournal.com 2005-03-28 07:24 am (UTC)(link)
Kak-to ya nad etim ne zadumivalas', hotya perechitivala vsego mesyaz tomu nazad.
Jensjaya logika, vidimo. Ei podobnie melochi ne meshaiut :-))

[identity profile] lev-m.livejournal.com 2005-03-28 08:55 am (UTC)(link)
Двк я тоже много лет не замечал. А тут забеспокоило...

[identity profile] napoleonchik.livejournal.com 2005-03-28 08:06 am (UTC)(link)
Так хронологически ведь как было?
Сначала "Еще совсем недавно двор Арканарских королей был одним из самых просвещенных в Империи. При дворе содержались ученые, в большинстве, конечно, шарлатаны, но и такие, как Багир Киссэнский, открывший сферичность планеты; лейб-знахарь Тата, высказавший гениальную догадку о возникновении эпидемий от мелких, незаметных глазу червей, разносимых ветром и водой; алхимик Синда, искавший, как все алхимики, способ превращать глину в золото, а нашедший закон сохранения вещества. Были при Арканарском дворе и поэты, в большинстве блюдолизы и льстецы, но и такие, как Пэпин Славный, автор исторической трагедии "Поход на север"; Цурэн Правдивый, написавший более пятисот баллад и сонетов, положенных в народе на музыку; а также Гур Сочинитель, создавший первый в истории Империи светский роман - печальную историю принца, полюбившего прекрасную варварку. Были при дворе и великолепные артисты, танцоры, певцы. Замечательные художники покрывали стены нетускнеющими фресками, славные скульпторы украшали своими творениями дворцовые парки. Нельзя сказать, чтобы Арканарские короли были ревнителями просвещения или знатоками искусств. Просто это считалось приличным, как церемония утреннего одевания или пышные гвардейцы у главного входа. Аристократическая терпимость доходила порой до того, что некоторые ученые и поэты становились заметными винтиками государственного аппарата. Так всего полстолетия назад высокоученый алхимик Ботса занимал ныне упраздненный за ненадобностью пост министра недр, заложил несколько рудников и прославил Арканар удивительными сплавами, секрет которых был утерян после его смерти. А Пэпин Славный вплоть до недавнего времени руководил государственным просвещением, пока министерство истории и словесности, возглавляемое им, не было признано вредным и растлевающим умы. "

Потом Румата на той самой встрече, когда ему сообщают о пропаже Будаха, безуспешно пытается убедить Кондора и Гуга в том, что в Арканаре начались изменения.

И только потом, если не ошибаюсь, он начинает сам помогать бежать из Арканара, где дело стало совсем швах, и довольно внезапно.

Т.е. Будах, скорее всего, был из последней волны тянувшихся к просвещённому Арканарскому двору.

Я путаю?

Неужели наизусть шпаришь? :)

[identity profile] lev-m.livejournal.com 2005-03-28 08:55 am (UTC)(link)
В том-то и дело, что процесс уже вовсю идет. Едучи на встречу, Румата встречает такого беглеца. Больно уж тормозной Будах получается. К тому же, он не сам тянулся, ему дон Гуг турпоездку организовывал, групповода прикрепил.
Мне так помнится, но можно проверить.

А копи-пэйст на что?

[identity profile] napoleonchik.livejournal.com 2005-03-28 09:14 am (UTC)(link)
Ну да. Из Арканара народец начинает бежать. Но во-первых, вне об этом ещё не очень знают, во-вторых, Гуг, УЖЕ пославший Будаха, узнав об изменениях в Арканаре, всё равно Румате не верит. Так что вот. К тому же беглец попроще, не из приближённых ко двору, а такие всегда страдают первыми. По-моему вполне логично.

Почти убедил

[identity profile] lev-m.livejournal.com 2005-03-28 09:27 am (UTC)(link)
Потому как хочется, чтоб убедили :) Для того и взывал.
Если бы еще причина была Будаха посылать! Не подагру же лечить, в самом деле, подагра уже потом всплыла.

[identity profile] napoleonchik.livejournal.com 2005-03-28 09:36 am (UTC)(link)
Единственное слабое место - зачем вообще посылали. Этого я так и не нашёл. Единственное, что приходит в голову - бывший блеск арканарского двора, но это притянуто за уши.

[identity profile] dvoechnitsa.livejournal.com 2005-03-28 04:18 pm (UTC)(link)
Lev, a Vy slushali ozvuchennyj Yarmol'nikom variant?

[identity profile] lev-m.livejournal.com 2005-03-29 04:33 am (UTC)(link)
Нет, там вроде постановки - на разные голоса.
По мне - лучше, когда просто читают, не особо играя.

[identity profile] dvoechnitsa.livejournal.com 2005-03-29 04:47 am (UTC)(link)
Da, mne tak tozhe bol'she nravitsya. Ya slushala "Trudno byt' bogom" v ispolnenii odnogo Yarmol'nika. On dovol'no neploxo, s vyrazheniem, ozvuchival knigu na vse lady. Odnako ya s pervyx strok pochuyala neladnoe i nachala sveryat' po knige. Okazalos', chto v audioknige propuscheny kuski, kotoryx poschitali nenuzhnymi. Ves' prolog pro Anku, Pashu i Antona, dlinnye otstupleniya, tuchu "skazal", "otvetil", t.d. Poetomu mne i pokazalos', chto Vy slushali etot variant. Interesno, davali li Strugackie razreshenie na takoe kromsanie knigi.

То же либретто

[identity profile] lev-m.livejournal.com 2005-03-29 05:14 am (UTC)(link)
Они, видимо, пользовались той же инсценировкой.

[identity profile] irukan.livejournal.com 2005-03-30 02:00 pm (UTC)(link)
Вопрос весьма любопытный. Полагаю, грамотеи пересылались в том направлении, где за их скальпами никто не охотился. А что касается почтенного Будаха - ГДЕ написано, что ему хоть что-то угрожало в Арканаре? Из Весёлой Башни он вышел без единой царапины. Сам дон Рэба сказать изволили "Он ещё меня лечить будет". Хотя бы тот же геморрой.
И принципиальность Будаха - ещё один плюс в его пользу. Тирану нужны хорошие и верные врачи. Да и вообще, хороший врач всегда экстерритореален и востребован - так бывало во время множества земных конфликтов.
Или почитать биографию Авиценны - каким только тиранам он не служил.

Что же до Таты и остальных лейб-медиков - это была одна из линий оборон короля. А когда идёт война за власть - "на войне, как на войне"

[identity profile] lev-m.livejournal.com 2005-03-30 07:43 pm (UTC)(link)
хороший врач всегда экстерритореален
Ну, это пока он не становится "убийцей в белом халате". Мне кажется, логика у собратьев дона Рэбы своеобразная, нам не всегда понятная.

[identity profile] irukan.livejournal.com 2005-03-31 06:09 am (UTC)(link)
Тут ( http://www.livejournal.com/community/strugatsky/40086.html?nc=2 )сделали весьма резонное предположение, что Арканар для Будаха был транзитным пунктом : "Ирукан - Арканарский порт - Соан (или Эстор)". Любопытно, у Ирукана не было сухопутной границы с Соаном?

Sic!

[identity profile] lev-m.livejournal.com 2005-03-31 06:36 am (UTC)(link)
Спасибо! Это, пожалуй, разрешает все сомнения: есть причина, есть цель. И за ссылку на сообщество спасибо - вообще-то я подозревал, что должно такое существовать, да искать недосуг.