"Красный треугольник"
Jul. 25th, 2024 07:40 pmДавно хотелось записать свой личный (в смысле - без претензий на открытия, литературность и всеохватность, для себя) комментарий к песне Галича "Красный треугольник". Последними стимулами послужили дискуссия в журнале
marigranula по поводу названия (авторское vs "народное" - второе в данном случае, как известно, "Товарищ Парамонова"), а также пост
alexukl со ссылками на жизнеописание АГ в двух томах. Там в первом томе разбирается предположение о прототипе героини песни - главном редакторе то ли Мосфильма, то ли Госкино с той же фамилией.
Картинка для привлечения внимания.
А.Г.: "Жанровая песня из цикла "Разноцветные песни". Разноцветность тут заключается в том, что героиня активно меняет цвета". (Фоногpамма)
- отсюда, равно как и текст (с небольшими исправлениями по привычным мне записям - напр.). Другая песня из упомянутого цикла - "Веселый разговор", а больше я не знаю.
UPD - а еще "Песня о синей птице", спасибо
marigranula.
КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Ой, не мучь меня, народ, ой, не спрашивай!
Вот стою я перед вами, словно голенький.
Да, я с Нинулькою гулял с тёти Пашиной,
И в "Пекин" её водил, и в Сокольники.
Мы сходу оказываемся в центре действия. Действующие лица не представлены, обстоятельства не ясны, кое-какие представления о географии (для нас, немосковских) черпаем из культурного багажа. "Сокольники" - парк, "Пекин" - ресторан, там песонаж другой известной песни швыряет сотни, циркачке чтобы угодить. Атмосфера потихоньку вырисовывается.
Поясок ей подарил поролоновый
И в палату с ней ходил в Грановитую.
А жена моя, товарищ Парамонова,
В это время находилась за границею.
Про Грановитую палату слыхали (Московский Кремль), а вот чтоб советские граждане по заграницам разъезжали - это уже не тривиально. Плюс - партийно-официальное титулование родной жены, материал накапливается. А поролоновый поясок! Помимо тавтограммы на "П", тут еще момент эпохи. Кто знает, что "Пороло́н - эпоним от норвежской фирмы Porolon AS, поставлявшей материал в СССР"? Я совсем недавно узнал. Но помню, когда этот чудо-материал только появился, и то ли было не очень понятно, что с ним делать, то ли для ознакомления народных масс с новостями химии делали смешные вещи - тот же поясок, например, а у меня был подаренный дядей поролоновый беретик, остался на детской фотографии, иначе бы и не вспомнил.
А вернулась, ей привет - анонимочка:
Фотоснимок, а на нём - я да Ниночка!..
Просыпаюсь утром - нет моей кисочки,
Ни вещичек её нет, ни записочки!
Нет как нет,
Ну, прямо - нет как нет!
Анонимочка, то бишь, анонимное письмо "в инстанции" - действенный метод борьбы советских граждан за нравственность и что угодно.
Я к ней в ВЦСПС, в ноги падаю,
Говорю, что всё во мне переломано.
Не серчай, что я гулял с этой падлою,
Ты прости меня, товарищ Парамонова!
Вот уже что-то проясняется. О чем нам напоминает слегка рекурсивная аббревиатура ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов)? Кому о чем, а мне о другой песне Галича ("А мотались мы тогда по Алжиру с делегацией ЦК профсоюза"). Становятся понятными и возможные обстоятельства заграничной поездки, и привычное официальное обращение к родной жене.
А она как закричит, вся стала чёрная:
- Я на слёзы на твои - ноль внимания!
И ты мне лазаря не пой, я учёная,
Ты людям все расскажи на собрании!
Тут появляется первый цвет (помним про серию), а также собрание - неясно, какого именно масштаба, что-то типа районного.
И кричит она, дрожит, голос слабенький...
А холуи уж тут как тут, каплют капельки:
И Тамарка Шестопал, и Ванька Дёрганов,
И ещё тот референт, что из органов,
Тут как тут,
Ну, прямо - тут как тут!
Референт из органов - обычная практика, "органы" в то время назывались КГБ.
В общем, ладно, прихожу на собрание.
А дело было, как сейчас помню, первого.
Я, конечно, бюллетень взял заранее
И бумажку из диспансера нервного.
А Парамонова, гляжу, в новом шарфике,
А как увидела меня - вся стала красная.
Пошел второй цвет!
У них первый был вопрос - "Свободу Африке!",
А потом уж про меня - в части "разное".
"Свободу Африке!" - популярная тема в начале 60-х.
Ну, как про Гану - все в буфет за сардельками,
Я и сам бы взял кило, да плохо с дньгами,
А как вызвали меня, я сник от робости,
А из зала мне кричат: "Давай подробности!"
Все, как есть,
Ну, прямо - все, как есть!
Опять бытовые подробности: сардельки - дефицит, в буфете могут продавать подороже.
В тексте с bards.ru - "свял от робости", но в записи "сник" - и так, по-моему, лучше.
Еще про варианты: А из зала мне: "Давай все подробности!, а также разные комбинации первой строки песни и первой строки следующего куплета: а) они разные (как здесь), б-в) одинаковые (два варианта).
И вот мы возвращаемся к началу действия, обогащенные новой информацией.
Ой, ну что ж тут говорить,что ж тут спрашивать?
Вот стою я перед вами, словно голенький.
Да, я с племянницей гулял с тёти Пашиной,
И в "Пекин" её водил, и в Сокольники.
У Нинульки уточняются родственные связи, тетя Паша по-прежнему загадочна.
И в моральном, говорю, моём облике
Есть растленное влияние Запада.
Но живём ведь, говорю, не на облаке,
Это ж только, говорю, соль без запаха!
И на жалость я их брал, и испытывал,
И бумажку, что я псих, им зачитывал.
Ну, поздравили меня с воскресением:
Залепили строгача с занесением!
Ой, ой, ой,
Ну, прямо - ой, ой, ой...
Строгач - "строгий выговор с занесением в личное дело", (бывает без "строгий" и без занесения, но не тот случай!).
Взял я тут цветов букет покрасивее,
Стал к подъезду номер семь, для начальников.
А Парамонова, как вышла - стала синяя,
Села в "Волгу" без меня и отчалила!
Наблюдение (не помню автора): идем по цветам российского флага. Вероятно, случайно - тогда это было неактуально.
"Волга" тогда тоже "для начальников".
И тогда прямым путём в раздевалку я
И тёте Паше говорю: мол, буду вечером.
Вот проясняется, наконец, должность тети Паши!
А она мне говорит: "С аморалкою
Нам, товарищ дорогой, делать нечего.
"Аморалка" - аморальное поведение, за которое герой схлопотал выговор, который висит теперь на нем несмываемым пятном. И тут уже "товарищ дорогой" - едкая ирония.
- И племянница моя, Нина Саввовна,
Она думает как раз то же самое,
Она всю свою морковь нынче продала
И домой по месту жительства отбыла".
- Вот те на,
Ну, прямо - вот те на!
Вот и Нинульку прояснили - и имя, и социальный статус. И больше она никакая не Нинулька для этого сомнительного персонажа.
- Я иду тогда в райком, шлю записочку:
Мол, прошу принять по личному делу я.
А у Грошевой как раз моя кисочка,
Как увидела меня - вся стала белая!
Райком, естественно, партии - одна была на всех, а товарищ Грошева там чем-то заведует. И очередной (последний) цвет героини.
- И стоим мы у стола с нею рядышком,
И с улыбкой говорит товарищ Грошева:
- Схлопотал он строгача - ну и ладушки,
Помиритесь вы теперь по-хорошему!
- И пошли мы с ней вдвоём, как по облаку,
И пришли мы с ней в "Пекин" рука об руку,
Она выпила дюрсо, а я перцовую
За советскую семью образцовую!
- Вот и всё!
<<1962?>>
"Пекином" дело начиналось, им же и заканчивается. "Дюрсо" - игристое (бывшее шампанское) вино "Абрау Дюрсо", перцовая - водка, иллюстрация в начале. Мой древний пост о секретах семейного счастья здесь.
И в заключение пара слов о названии. С "народным" понятно - необычный повтор запоминается. Авторского в период магнитофонного тиражирования многие просто не знали, в том числе и я.
"Красный треугольник" - резиновая фабрика в Санкт-Петербурге, до революции называлась "Треугольник". Слышится мне в этом "В песне отражена специфика внебрачных интимных отношений в обществе развитого социализма". Как вишенка на торте.
no subject
Date: 2024-07-25 04:47 pm (UTC)Но после комментариев насчет песни памяти Пастернака и еще всякого за компанию, стало понятно, что "я художник, я так вижу".
no subject
Date: 2024-07-25 04:59 pm (UTC)Если в других, у меня тоже есть придирки (скажем, плохо стыкуются, по-моему, "малосольный огурец" и "стужа адская"). Но художник - да, видит.
no subject
Date: 2024-07-25 05:28 pm (UTC)В этой песне меня смущают сосиски в буфете, жена там определенно приписана к распределителю. А еще она большая шишка в совете профсоюзов, но по тексту райкомовская тетка очень сверху разруливает их конфликт.
Проснулся, а жена тихо ушла со всеми своими вещами - не верю. Как не очень верю вообще в тихий уход такой биг боссит.
Все по мелочи, и песня хороша, на самом деле, но тут-там царапает.
А насчет творчества в целом - да много его разбирали. Щазз.. нагуглю цитату.
Лидия Чуковская обижалась на „киевских письменников“. Это кто вообще? И на „лабухов“. Она писала „Сменяя друга за семейным роялем играли Рихтер, Нейгауз, Юдина“. Это вот „лабухи“, которые „Шопена терзали“.
no subject
Date: 2024-07-25 05:58 pm (UTC)С райкомовской теткой тоже: собрание-то, по-видимому, партийное и районное, вот райком его организует.
Насчет тихо ушла - тоже нет, потому как он знает про анонимку с фотографией, стало быть, была предъявлена (сценарий, который мне видится: вечером скандал, после надрался, когда утром проснулся - нек как нет).
Про письменников и лабухов сходу не скажу.
no subject
Date: 2024-07-25 06:09 pm (UTC)райком - понятно. Нет причин, чтобы райкомовская тетка была так вот сверху. Даже если она принимающая сторона и хозяйка там.
Про лабухов - погугли цитату. Там еще история о песне "Ошибка". Для красного словца - почему бы не приврать.
Если внимательно вчитываться, много чего полезет. Любимая рифма: обманщика и обманщиком. Просто слабые тексты в изобилии. Время было такое, любой андерграунд автоматически хорош и интересен.
no subject
Date: 2024-07-25 06:28 pm (UTC)Цитату я помню, объяснить приблизительно тоже могу: у ЛЧ взгяд на происходящее торжественно-траурный, у АГ - надрывный и ернический.
Я тоже далеко не все люблю. Не понимаю, например, что хорошего в "Леночке", есть шибко, на мой вкус, пафосные тексты, и т. д. Но с "любой андерграунд автоматически хорош" согласиться не могу (понимаю, что про тогда, не сейчас).
no subject
Date: 2024-07-25 06:43 pm (UTC)Галич занял определенную нишу. Помимо вот этой, анти, у всех нас сидела (и довольно неглубоко) лагерная культура. Ну да я как-то рассказывал в своем журнале о лезущей ниоткуда фене, которой в принципе не владею. Плюс местами очень атмосферно, узнаваемые детали. Где-то жутко смешно.
И тонны мусора (я внимательно его слушал).
Насчет ернического взгляда - поясни. У меня ровно противоположное впечатление: плохой и раздутый пафос. Все ради последней фразы.
Вот пока он по бумажке зачитывает обвинительную речь, чудесно. Ударяется в пафос на лагерную тему - сразу муть и фантазии интендантства.
no subject
Date: 2024-07-26 12:03 pm (UTC)узнаваемые детали - да местами прям энциклопедия, по времени-то ближе ко мне, ты молодой ишо. В больших количествах таки нет, я себе когда-то избранное делал.
Адже це уже не дивно,
Що ми твердо, супротивно,
Владно устаєм.
Ми йдемо походом гідним, –
Всім пригнобленим і бідним
Руку подаєм!
Не учил такого в школе? Вот этих письменників автор, вероятно, имел в виду. Все ведут себя, как будто все нормально - ну, умирают люди, возраст смертный. А лирического героя корёжит. И таки да - все ведет к главной фразе, красивой, но не очень жизненной. Но анализ того текста не входит в цели данного поста. Наверняка кто-то уже до меня сотворил.
no subject
Date: 2024-07-26 12:42 pm (UTC)Самое жуткое в том, что его бездарность была совершенно очевидна. Но он отличался от Лещенко и Кобзона, опять же, максимально приземленные тексты (тараканы на него свысока смотрели). И воспринимался чуть ли не как глоток свободы. Потом возникли всякие группы лесоповал и прочая срань, нет, те уже не воспринимались.
С Галичем похожая история. Он предложил нечто новое для нас. Местами талантливое. Очень узнаваемое.
А сейчас (или просто позже, когда осела пена) мы видим более объективно.
no subject
Date: 2024-07-26 12:48 pm (UTC)Кто-то мне говорил, что особо придолбанные стишки - это поиски новой формы. Без которых не обходятся талантливые, но которые не гарантируют прорыв.
no subject
Date: 2024-07-26 12:40 am (UTC)Что до огурца, то, когда я этот вопрос поднял, мне возразили, что были же даже и при некоторых лагерях подсобные хозяйства, включающие в себя парники. Я не знаю, а спросить уже не у кого.
no subject
Date: 2024-07-26 06:50 am (UTC)Ладно, даже если не было парника, стоило его выдумать - больно здорово ложится в размер.
no subject
Date: 2024-07-26 12:51 pm (UTC)Я в детстве читал "Территорию" Куваева. Без особых вопросов, потому что никак не увязывал описываемый мир с реальностью. Совсем недавно прочитал биографию автора, ну и кое-что о его самой известной книге. Речь о пятидесятых годах. Вполне еще голодноватых. А народ там неохотно покупает персиковый компот, например. Ну да, золото для страны.
no subject
Date: 2024-07-26 01:37 pm (UTC)Соленый в размер не ложится. Я уж прикидывал, как бы исхитриться, ерунда получается :)
no subject
Date: 2024-08-06 05:41 pm (UTC)no subject
Date: 2024-08-06 06:17 pm (UTC)no subject
Date: 2024-07-25 04:48 pm (UTC)МОлодежь просвещаешь?
Дело хорошее.
no subject
Date: 2024-07-25 04:55 pm (UTC)Иначе и "петь Лазаря" надо было бы обьъяснять, и что-нибудь еще.
no subject
Date: 2024-07-25 05:34 pm (UTC)"а больше я не знаю."
Еще Песня о синей птице
no subject
Date: 2024-07-25 05:59 pm (UTC)no subject
Date: 2024-07-25 05:46 pm (UTC)no subject
Date: 2024-07-25 06:02 pm (UTC)Надо, он снова становится актуальным, все по кругу.
Я, по правде говоря, далеко не все люблю, но эта - самая любимая.
no subject
Date: 2024-07-25 08:05 pm (UTC)Из поролона ничего сшить нельзя (прочность не та), поэтому в одежде его применяли только в качестве прокладки для утепления или придания формы. Поясок, о котором идет речь, — скорее всего пояс для чулок (он же подвязка) с "подушечками" из поролона. Это важно, покольку подтверждает для сомневающихся, что отношения с Нинулькою не ограничивались Пекином и Сокольниками.
Теперь про берет. Он, конечно, мог быть с поролоновой подкладкой, но тогда его вряд ли бы называли поролоновым. Поэтому, рискну предположить, что может быть он был каким-то другим, например, кримпленовым. Вполне созвучно и более правдоподобно.
no subject
Date: 2024-07-26 04:22 am (UTC)В крайнем случае на пальцах объясню.
Нашел
Date: 2024-07-26 07:01 am (UTC)Тут, конечно, не разглядеть, я расскажу словами. Эти поролоновые пластины были обработаны - поверхности как-то оплавлены или покрыты слоем клея, так что получалась жесткая корочка. Какое-то время эта штука выдерживала внешние воздействия, потом рвалась. То есть, скорее диковинная игрушка, чем одежка. Поясок, я подозреваю, того же рода, иначе, как вы справедливо заметили, его вряд ли назвали бы поролоновым. Год 62-63, продолжалось недолго.
no subject
Date: 2024-07-26 09:16 am (UTC)А Галича я потихоньку разлюбливаю, наверное время уходит, уже ушло.
Пока что мне все еще нравится «говорили про меня — академик, говорили — генерал-иностранец».
А собрание Галич тут хорошо описал, я таких не застала, но в 80-е было совсем близко.
no subject
Date: 2024-07-26 11:46 am (UTC)У меня есть пара десятков любимых песен, с остальными по-разному.
no subject
Date: 2024-07-28 08:33 pm (UTC)Я вспомнил: в поролоновых полосках прямоугольного сечения, которыми каждую зиму "утепляли" оконные рамы, одна из сторон была обработана (химически или термически) — точно как вы описали. Эта обработанная поверхность упрочняла всю полоску. Еще одно предположение: эти береты делали артели, которые как раз в начале 60х были на последнем издыхании, а их директора/владельцы отправлялись в места не столь отдаленные. Это более вероятно, чем "настоящая" фабрика, которая должна была соблюдать госты, осты и пр.
Поясок с поролоновой подкладкой как раз могли называть поролоновым (в отличие от моей беретной версии), потому что там поролон играл ключевую функциональную роль. "А на витрине пояс Грация..."
no subject
Date: 2024-07-29 06:50 am (UTC)Про артели - вполне возможно. В нашем доме еще долго болталась малофункциональная поролоновая варежка, видимо, того же происхождения. Вероятно, предполагалось использовать ее как прихватку.
Насчет пояска хорошо бы опросить дам. Или запустить какой-нибудь хитрый поиск.
Re: Нашел
Date: 2025-06-30 09:53 pm (UTC)no subject
Date: 2024-07-26 07:50 pm (UTC)И с улыбкой говорит товарищ Грошева:
- Схлопотал он строгача - ну и ладушки,
Помиритесь вы теперь по-хорошему!
- И пошли мы с ней вдвоём, как по облаку,
И пришли мы с ней в "Пекин" рука об руку,
Она выпила дюрсо, а я перцовую
За советскую семью образцовую!
"
Китай после многолетней экономической экспансии на Ближнем Востоке переходит уже и к политическим вопросам,
и как под его эгидой заключили соглашение Саудовская Аравия и Иран, сейчас это палестинцы.
"
no subject
Date: 2024-07-27 04:55 am (UTC)no subject
Date: 2024-07-28 02:01 pm (UTC)no subject
Date: 2025-06-30 09:08 pm (UTC)Вот у Окуджавы все слова на месте. И краткость сестра его. Я Окуджаву сразу полюбила.
no subject
Date: 2025-06-30 09:35 pm (UTC)Согласна с придирчивым henic. Тоже меня удивило, что высокопоставленная мадам ушла сама, а не выставила его чемодан. И что рассудила их районная мелкая сошка.
Только насчет сарделек не соглашусь. К спецпайку товарища Парамоновой они отношения не имеют. Их "выкинули" в буфете для сотрудников райкома. Вот все и побежали.
no subject
Date: 2025-06-30 09:50 pm (UTC)