lev_m: (Default)
[personal profile] lev_m
Забавно, обычно я достаточно скептически отношусь к рассуждениям о том, что раньше сказки были злые, жестокие и неполиткорректные, дескать, нынешним детям их читать нельзя. А тут сам открыл старую книжку - с картинками и картонными фигурками - и запнулся на нижеследующем отрывке, подумал, что неприятно мне будет это читать внуку. Впрочем, возможно, просто давно сказок не читал, надо потренироваться.

За городом построили огромную виселицу, вокруг стояли солдаты и сотни тысяч народу. Король и королева сидели на роскошном троне прямо против судей и всего королевского совета.
Солдат уже стоял на лестнице, и ему собирались накинуть верёвку на шею, но он сказал, что прежде чем казнить преступника, всегда исполняют какое-нибудь его желание...

Date: 2021-03-03 11:36 am (UTC)
gennadydobr: (Default)
From: [personal profile] gennadydobr
А как по мне, то собаки с глазами, как тарелки были покруче какой-то там виселицы (к тому же не использованной по назначению).

Date: 2021-03-03 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Наверняка. Я просто представил, как объясняю, что это такое, а перед глазами соответствующая сцена из недавнего шпионского сериала (с использованием по назначению)...

А на самом деле, вполне возможно, и вопросов не возникло бы. Просто сам себе удивился.

Date: 2021-03-03 12:09 pm (UTC)
gennadydobr: (Default)
From: [personal profile] gennadydobr
Дети стихийно уверены в своём и других бессмертии. Поэтому казни они воспринимают, как игру. "Всё понарошку!"

Date: 2021-03-03 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Ага. Тем более, что это сказка.

Date: 2021-03-03 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com
О, совпали) Я написала комментарий, а потом увидела ваш)

Date: 2021-03-03 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] z-u.livejournal.com
думаю, можно успокоиться и расслабиться. :)
мы живем в стране, где дети уже в садике должны мастерить поделки на тему "казней египетских" (вы, кстати, подумайте, какую будете выбирать, лучше заранее) и изучают историю, гораздо более древнюю и драматичную, чем все популярные западные сказки (тем более, что они, в основном, давно и тщательно обработаны, в оригиналах они были жестче).
так что...
думаю, можно найти, как объяснить.
в подходящем возрасте, разумеется. до 5-6-ти рановато, думаю.

пы.сы. и да. в детстве часто воспринимается по-другому. хотя многое зависит и от ребенка.
и, кстати, никогда не знаешь, что может "триггернуть" ту или иную реакцию. вовсе не всегда это то, что нам, взрослым, кажется ужасным.
Edited Date: 2021-03-03 10:20 pm (UTC)

Date: 2021-03-04 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Да, использовал ЖЖ для терапии и расслабляюсь теперь :)

Все верно, особенно пысы.

Date: 2021-03-03 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] lenchik-v.livejournal.com
Левка, просто, когда ты сам читал эту сказку или ее тебе читали родители ты ее по-другому воспринимал.
Когда я в первый раз увидела мультики серии "Том и Джерри", у меня уже дочке было лет 5-6. И я помню, как мне было жалко кота и как я содрагалась от каждого побоя, который он получал от мыши.

Date: 2021-03-03 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Главное - правильно понимать законы жанра.

Date: 2021-03-03 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com
А в "Диких лебедях" Элизу собираются сжечь на площади. Русалочка погибла. Дюймовочку выдали замуж за жабу.

Мне кажется, дети это иначе воспринимают, — все это "понарошку".

Date: 2021-03-03 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Да и я должен был (и всегда воспринимал), и тут такой выброс.
Грешу на сериалы :)

Date: 2021-03-03 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com
Ты все время на них грешишь!:)

Date: 2021-03-03 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Так обложили!

Date: 2021-03-03 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] ashanka.livejournal.com
Я простейшую "Сороку-ворону", которая накормила всех, кроме одного, не смогла в таком варианте воспроизводить. В тексте никто особо не работал, а еды не дали только одному. Поэтому у нас милосердие выше справедливости, сорока кашу дала всем.
Чуковский с кровожадным пауком при этом воспринимается моим неофитским материнским сознанием вполне адекватно задачам сказки.

Date: 2021-03-03 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
О, еще одна интереснейшая тема: исправление оригинала.
С сорокой проблем не было, там все уходит в игру с пальчиками.

Date: 2021-03-03 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com
Вообще-то там как раз все логично:

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Date: 2021-03-03 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ashanka.livejournal.com
Я никогда не видела и не слышала варианта с "позже всех приходил".

Date: 2021-03-03 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com
А что дров не рубил, воды не носил, крупы не драл? Тоже не встречали? Я его как раз в детстве слышала как единственный. Иначе действительно выходит несправедливо.

Date: 2021-03-03 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ashanka.livejournal.com
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

Вот этот я встречаю чаще остальных, и в нем не говорится, что другие дети, кроме последнего, пилили и носили.

Date: 2021-03-03 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com
Ну, подразумевается же... иначе, зачем бы этого обделять? Нелогично.

Date: 2021-03-03 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Как зачинщик должен представить свой вариант (так помню и всем рассказываю):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
И этому дала,
А этому не дала:
Ты дров не рубил,
Ты воду не носил,
Ты каши не варил,
Не будет тебе каши!

Date: 2021-03-03 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com
На самом деле дети еще не все понимают, но вот именно потому важно сообщать им то, что они поймут позже: в мире бывает зло и смерть, есть враги, с которыми надо бороться. Чтобы это еще до полного осмысления уже разумелось само собой. Иначе получается та самая институтка, что упала в обморок, увидев голого козла.

Date: 2021-03-03 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Совершенно согласен, всегда так считал. Задним числом могу понять свою реакцию, но захотелось зафиксировать.

Date: 2021-03-03 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] nunzietta.livejournal.com
Нет, спасение в последний момент - это норм, перед этим можно нагнетать какие угодно ужасы. Страшна казнь, которая совершилась. В народных сказках такого полно. Например, в сестрице "Аленушке и братце Иванушке", где ведьму в финале запихивают в бочку с гвоздями. Или волк, которого убивают в "Красной Шапочке". В детстве нервы покрепче, но я всё равно воспринимала это как грязь и жестокость. Потом, когда в моей жизни появились литературные сказки, сразу переключилась на них и никогда не скучала по народным.

Date: 2021-03-03 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Так Андерсен - это уже литература.
Помнится, прочел в перестройку оригинальные версии и поблагодарил мысленно советских редакторов.
Но отдельная тема - восприятие на слух и своими глазами.

Date: 2021-03-03 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] henic.livejournal.com
Неадаптированные сказки - всегда жесть. Я как-то хотел своим почитать братьев Гримм, отказался от этой идеи. Потом брал всякие народные - та же история.

Насчет последнего желания преступника сразу вспоминается история Тиля Улленшпигеля.

Date: 2021-03-03 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Удивительно, что так трудно поставить себя на их место.

Date: 2021-03-03 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] vare4ka70.livejournal.com
Была в детстве какая-то книжка - так и не знаю, что за сказки - там лили в горло кипящий свинец, а другому герою вепрь распорол брюхо. Было страшно, да-с!

Date: 2021-03-03 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Кино "Андрей Рублев"? Но вепря там не было.

Date: 2021-03-03 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] reut.livejournal.com
как раз тут на днях перечитывала свой старый пост про "Золушку" и про вариант, в котором сестры себе пятки отрезали, чтоб в туфельку влезть.

Date: 2021-03-03 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Садисты сочинили!

Date: 2021-03-03 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
В детстве всё воспринимается по-другому.
То же "Огниво" было одной из моих любимых сказок.
Я маленькая была, что такое казнь, видимо, не очень понимала, зато знала наверняка, что с солдатом всё будет хорошо, потому что он сам хороший. Ничего, что ведьме голову отрубил, она же плохая! Плохих не жалко. И собаки, вроде бы страшные, но хорошему солдату помогают, а плохим королю с королевой спуску не дают.
При этом я ужасно боялась Бармалея, а также драконов из китайских сказок. ))

Видимо, такая чёрно-белая картина с делением на плохих и хороших соответствует детскому восприятию мира.

Date: 2021-03-03 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Трудно вспомнить детское восприятие. Про взрослое есть такое:

всегда с конца читаю книги
предпочитаю точно знать
кто виноват кого убили
чтоб этих сразу не любить
© Дарья

Date: 2021-03-03 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mudravrik.livejournal.com
Хе-хе, хорошо скептически относиться, пока самому не надо детям читать :)

Date: 2021-03-04 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Это был глюк, мы над ним работаем!

С одной стороны, этим сказкам сотни лет, и до сих пор все работало. С другой - многие методы, которые использовались сотни лет, теперь с негодованием отметаются. Вот и думай тут.

Date: 2021-03-03 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] tseytlin.livejournal.com
Как тут правильно написали, именно собаки, страшно нарисованные, пугали больше всего. А не какая-то пошлая виселица.

Я, когда читал это детям лет 10-15 назад, не испытывал никаких комплексов. До внуков пока не дожил: может быть тогда все будет по-другому?

Date: 2021-03-04 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Надо готовиться заранее, тогда все пройдет гладко.

Date: 2021-03-04 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] innash.livejournal.com
Да вот мне самой сейчас не хочется страшные сказки читать, пусть даже дети их нормально воспринимают. А если мне самой неприятно, то уж точно читать не буду.

Date: 2021-03-04 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Да я тоже выбираю, чтоб по меньшей мере не противно было читать.

Date: 2021-03-04 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] ka-mysh.livejournal.com
Похоже, это не детей, а взрослых надо оберегать от травмирования страшными книжками :)

Date: 2021-03-05 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Мы с моим психоаналитиком решили, что все зло в сериалах, от них надо себя оберегать!

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
1112 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 11:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios